СОВЕТСКИЙ ЭКРАН



А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

КРАСКИ МУЗЫКИ

Б.Галеев
   

Светомузыка   

О том, что кинематограф и светомузыка близки друг к другу, писал еще Сергей Эйзенштейн. Было уже немало опытов соединить их. И вот на Казанской киностудии снят короткометражный фильм "Светомузыка" (сценарий И.Ванечкина, оператор А.Привин, режиссер - автор этих строк). На плевке зафиксирована звуковая и световая партии произведения Георгия Свиридова "Маленький триптих". Разработка оригинальной технологии и съемочных моделей, а также создание световой партии принадлежат нашему СКБ "Прометей" Казанского авиационного института.

Существует мнение, что можно найти строгую закономерность, четкую связь между определенными цветами (или формами) и звуками на основе физических аналогий. Это наивно: искусство нельзя свести к физическому явлению. Если и искать какие-либо соответствия между музыкой и изображением, то только на уровне образных, художественных аналогий, в зависимости от того, как режиссер воспринимает музыку.

Он создает свою целостную систему слухозрительных отношений. Другой же режиссер к той же музыке может дать иное, возможно, более талантливое световое сопровождение.

"Маленький триптих" Г.Свиридова привлек нас по многим причинам. Это оркестровое произведение с яркой и красочной инструментовкой - значит, есть где развернуться и светохудожнику. Первая часть - напевная, очень русская по интонациям и ассоциируется с бескрайними пейзажами России. Вторая - это взрыв грозно звучащей меди, вслед за которой кристальней и звонче вступает восторженное буйство ритмически четкой третьей части. Насыщенные жизненной силой звучания вдруг прерываются резким ударом, и в наступившей тишине одиноко остается стучать маленький барабанчик. Как удары сердца. Завершение жизни, полной любви к Родине, испытаний и радости бытия, неизбежное и умиротворенное прощание. Как воспоминания о былом, звучит тема Родины из первой части, и стук барабанчика медленно замирает. В этой светлой печали нет сожалений о полнокровной и открыто прожитой жизни...

Музыка способна выражать столь глубокие, философского содержания мысли. А светомузыка? Если ей доступно решение таких задач, она имеет право называться искусством. Если нет - значит, это просто острая приправа из световых эффектов, бездумно переливающихся под музыку, как склонны считать некоторые. Фильмом "Светомузыка" нам хотелось показать на конкретном примере правоту первого тезиса. Первая часть решена нами с элементами природных образов. Бело-голубое колыхание на фоне инееобразной структуры, сочетаемое с искрами "снежинок" ("зима"), переходят в бурное кипение красок разбуженной природы ("весна"). Волны постепенно трансформируются в нечто, подобное колосьям, на которых синхронно со звонкими аккордами вспыхивают огненные фантастические цветы. Экран выцветает от жаркого "зноя" оранжевого цвета, и на нем под удары глухого барабана вздрагивают черные лепестки "солнца-подсолнуха" ("лето"). В "осени" как бы повторяется рисунок "зимы", но краски глуше - синие, серые, черные.

Резкое вступление короткой второй части - заполнивший весь экран малиновый фон (цвет древвих русских, икон) медленно поглощается сверху лохматыми черными всполохами. Как будто зловещая птица из картины Чюрлениса опускается на землю. Пауза, тьма. Но вступают повторно торжественные звучания духовых, в которых рождается тема сопротивления. И черный цвет начинает отодвигаться острыми "копьями", поднимающимися снизу. "Копья" превращаются в стремительное муаровое струение линий, которые напрочь отметают остатки тьмы. И на освободившемся алом фоне вступают пронзительные аккорды третьей части. С каждым их ударом на экране возникают яркие, лучистые кристаллы, образуя прихотливый контур. В центре, как пульсирующее сердце, вспыхивает четкий "кристалл". Со вступлением радостной, прозрачной темы струнных вокруг этого "кристалла" начинает вращаться хоровод затейливого кружева тонких линий, меняющихся в цвете, в рисунке. Третья часть - это чисто инструментальная музыка. Соответственно и изображение - чистая светомузыка, как мы ее понимаем. Ярко вспыхивают и плывут по экрану лучистые звезды, синхронные с перезвоном колокольчиков. С темой воспоминаний вновь появляется веточка орнамента из первой части. Тихо звучит барабанчик, пульсирует "сердце", и экран медленно высветляется холодным, "горным" цветом Это снова "пейзаж", но уже не земной, а отстраненный пейзаж вечного космоса. Контуры постепенно бледнеют, и экран переходит в чистый голубой цвет на затухающем стуке гаснущего сердца. Фильм как бы замыкается в кольцо, кончаясь тем же чистым цветом, с которою начался. Жизнь завершена, но жизнь вечна.

Можно понять наше волнение, когда мы показывали фильм автору "Маленького триптиха", народному артисту СССР Г.Свиридову. И были очень рады прочитать в нашей книге отзывов его мнение: "Работы студии "Прометей" в области синтеза музыки и света представляют несомненный интерес. Картина "Маленький триптих" снята с большим тактом и настоящим ощущением музыки и ее эмоционального строя. Было бы очень целесообразно проверить созданные ими картины на аудитории, показав их в широком прокате. Я желаю группе "Прометей", с энтузиазмом работающей в этой области, большого успеха".

«Советский экран» № 19, 1976 год


 
 
[Советский Экран] [Как они умерли] [Актерские байки] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы]